Sailor Moon Eternal (2021): прекрасная сказка с психологической основой или очередной деградант-продукт?

3 июня на Нет­фликс вышли оба «филь­ма», осно­ван­ные на одно­имен­ной ман­ге и посвя­щен­ные бес­ко­неч­ной борь­бе со злом юных вои­тель­ниц в мат­рос­ках. Фана­ты, еще с дет­ства пом­ня­щие эту на пер­вый взгляд доб­рую исто­рию о люб­ви и друж­бе, вырос­шее поко­ле­ние 90‑х, бежав­шее поско­рее из шко­лы, чтоб не опоз­дать к пока­зу на ТНТ оче­ред­ной серии, жда­ли дол­го. Лови­ли каж­дый трей­лер, каж­дую новость, осо­бен­но когда объ­яви­ли дату выхо­да в кино­те­ат­рах Япо­нии, ведь это озна­ча­ло как мини­мум ско­рей­ший слив на тор­рен­ты. И вот, про­сти гос­по­ди, дождались.

Начи­на­ет­ся исто­рия с того, что Малыш­ка, при­ле­тев­шая в насто­я­щее вре­мя из 30-го века, воз­вра­ща­ет­ся обрат­но и про­во­дит с ребя­та­ми послед­ний день.

 

Опу­щу гра­фи­че­ские кося­ки, такие как, допу­стим, дина­ми­ка волос и абсо­лют­ное пре­вра­ще­ние героя в кук­лу. Здесь же, в самом нача­ле, нам дают экс­по­зи­цию, что­бы трид­ца­тью мину­та­ми поз­же поло­жить на нее болт. Насту­па­ет вес­на, и девоч­ки – каж­дая по отдель­но­сти – невзна­чай делят­ся со зри­те­ля­ми сво­и­ми завет­ны­ми меч­та­ми. Затме­ние ведь, надо зага­дать жела­ние! И, каза­лось бы, нако­нец-то кар­ти­на рас­кры­ва­ет героев!

Вене­ра (Мина­ко) хочет стать звез­дой. Мер­ку­рий (Ами) – стать пре­крас­ным вра­чом. Юпи­тер (Мако­то) хочет вый­ти замуж и стать забот­ли­вой женой, хоро­шей хозяй­кой и открыть цветочный/кондитерскую. Марс (Рей) – про­дол­жить дело дедуш­ки и стать жри­цей хра­ма (спра­ва нале­во по картинке).

 

На этом зри­тель забы­ва­ет обо всём хоро­шем и начи­на­ет­ся меси­во. Во вре­мя затме­ния на пла­не­ту про­ни­ка­ет новый враг – Цирк мерт­вой луны во гла­ве со злю­чей Нехе­ле­ни­ей. Герои почув­ство­ва­ли нелад­ное, но пока что про­дол­жа­ют раз­ме­рен­ную жизнь. Вви­ду оби­лия людей на пло­ща­дях Малыш­ка, увы, уле­теть не может, поэто­му герои реша­ют отло­жить ее про­во­ды. Лови­те пер­вый ляп – а ночью она это сде­лать не может? Или совсем рано, когда все еще спят. Или в закут­ке тихо­го пар­ка. Непо­нят­но. Едем дальше.

Уса­ги и Малыш­ка оста­ют­ся ноче­вать у Мамо­ру, и тут – бабах – кон­фликт! На ров­ном месте, там, где его быть не долж­но. Маляв­ка мимо­хо­дом наме­ка­ет, что ей бы очень хоте­лось повзрос­леть, дабы… При­влечь муж­ское вни­ма­ние сво­е­го буду­ще­го отца! Да-да, нам сно­ва под­со­вы­ва­ют эту испор­чен­ную кон­фе­ту в оберт­ке идей пси­хо­ана­ли­за. Меч­та Чиби­усы – повзрос­леть, чтоб стать женщиной!

 

Этот ребе­нок откро­вен­но и явно зави­ду­ет как сво­ей буду­щей мате­ри, пото­му что место жены в серд­це ее «воз­люб­лен­но­го» уже заня­то, так и ее поло­же­нию лиде­ра в коман­де. И я бы поня­ла, будь это эпи­зо­ди­че­ская шут­ка, но нет. Авто­ры на серьез­ных щах транс­ли­ру­ют быст­ро мате­ри­а­ли­зо­вав­ший­ся из воз­ду­ха «внут­ри­лич­ност­ный кон­фликт», пото­му что без него про­сто-напро­сто не полу­чи­лось бы сдви­нуть сюжет. И, воз­мож­но, это мож­но было бы как-то про­стить или оправ­дать, если бы не одно «но».

 

Ты не пони­ма­ешь, о чем дей­стви­тель­но меч­та­ет девоч­ка – стать жен­щи­ной и (обо­же) устро­ить инцест с отцом или быть кому-то полез­ной. Она зави­ду­ет сво­ей буду­щей мате­ри, но ты не пони­ма­ешь, поче­му. Пото­му что она буду­щая коро­ле­ва и жена Мамо­ру или пото­му что она лидер и в ее руках скон­цен­три­ро­ва­на глав­ная сила?

Есть в этом во всём и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская подоплёка…

– пишет один из рецен­зен­тов на сай­те film.ru. Серьез­но? Что-то не вид­но. Зато очень даже вид­но, что Наоко начи­та­лась науч­по­па по пси­хо­ана­ли­зу и попы­та­лась выдать без­дар­ный сюжет за глу­бо­ко фило­соф­ское про­из­ве­де­ние, пол­ня­ще­е­ся смыс­ла и пси­хо­ло­ги­че­ских особенностей.

 

Един­ствен­ный более-менее нор­маль­ный герой здесь – Гелиос. Он же Пегас. С него взят­ки глад­ки – нет пустых обе­ща­ний и моно­ло­гов по пово­ду меч­ты и про­че­го, зато вполне понят­но, что он – жрец. Защи­ща­ет зем­лю и охра­ня­ет ее в свя­щен­ном Иллю­зи­оне. Более того, его доб­ро­те, в отли­чие от ква­зи-доб­ро­ты Чиби­усы, хочет­ся верить. Как искренне он уте­ша­ет эту маляв­ку и какие важ­ные сло­ва гово­рит ей: «Не плачь. Ты окру­же­на любо­вью». И в этот момент дей­стви­тель­но пони­ма­ешь, что этот маль­чик любит и верит в людей, пыта­ет­ся доне­сти до них то важ­ное, чего они порой не заме­ча­ют. У Малыш­ки пол­но любя­щих ее дру­зей и роди­те­ли, они ценят ее помощь и ее как чело­ве­ка, девоч­ку, дру­га, буду­щую прин­цес­су. Более того, все эти ком­плек­сы и про­бле­мы УЖЕ БЫЛИ пре­одо­ле­ны во вто­рой арке. Но когда финан­со­вый вопрос ста­но­вит­ся выше мораль­но­го, а разо­гре­тые фана­ты чего-то ждут, при­хо­дит­ся выжи­мать из себя даже то, что уже при­ня­ли – все рав­но сха­ва­ют, верно?

 

Дохо­дят ли до Малыш­ки его сло­ва? Нет. Она заво­ро­же­на не тем, что он пытал­ся до нее доне­сти, а поце­лу­ем! Стра­да­ния по Мамо­ру отхо­дят на вто­рой план, ведь одна из целей достиг­ну­та – пер­вый «муж­чи­на» заво­е­ван. Так… о чем там ее мечта?

К сло­ву, явле­ние Гелиоса сопро­вож­да­ет­ся инфор­ма­ци­ей о том, что он ищет Деву с пре­крас­ной меч­той, и оста­нав­ли­ва­ет свои поис­ки как раз на Малыш­ке. Шути­те? Пре­крас­ная меч­та – это зависть в сто­ро­ну мате­ри, жела­ние стать взрос­лой и эро­ти­че­ские чув­ства к отцу, пери­о­ди­че­ски пере­ме­жа­ю­щи­е­ся стрем­ле­ни­ем хоть кому-то при­го­дить­ся? Как ты можешь при­го­дить­ся, если ниче­го полез­но­го на деле не пред­при­ни­ма­ешь и толь­ко бесишь зри­те­ля на про­тя­же­нии все­го экран­но­го вре­ме­ни? Как твою меч­ту мож­но назвать пре­крас­ной? Было бы куда инте­рес­нее, если бы Гелиос оши­боч­но выбрал Рей, Ами, Мако или Мина­ко – во-пер­вых, они защит­ни­цы буду­щей Коро­ле­вы (Сей­лор Мун), во-вто­рых это бы выгля­де­ло не так баналь­но, дескать, да, попал, но чуть левее, а в‑третьих, у них хотя бы меч­ты насто­я­щие, чистые. Почти. Пото­му что от них они в ито­ги отказались.

Весь остав­ший­ся хро­но­мет­раж глав­ные герои борют­ся со сво­и­ми внут­рен­ни­ми кон­флик­та­ми и стра­ха­ми. Яко­бы. Ты опять не пони­ма­ешь, чего боят­ся девоч­ки и на каком осно­ва­нии полу­ча­ют силу. Ами, меч­та­ю­щую стать вра­чом, кли­нит на иллю­зии, создан­ной вра­гом и завя­зан­ной на семей­ных отношениях.

 

Враг пыта­ет­ся навя­зать, что она зави­ду­ет глав­ным геро­ям, пото­му что у них любовь, идил­лия, семья. И вооб­ще – она забы­ла свою глав­ную меч­ту. Алло – нам в нача­ле филь­ма ска­за­ли, что она хочет стать вра­чом, к чему этот семей­ный треш? Боль­ше пси­хо­ана­ли­за богу пси­хо­ана­ли­за? Ами обрат­но воз­вра­ща­ет свои силы и… меч­ту. Но не ту, что нам пред­став­ля­ли изна­чаль­но, нет. Ведь на самом деле она меч­та­ет не стать вра­чом, а:

 

Класс­но, прав­да? И учит­ся она тоже поэто­му – об этом так­же напи­са­но пря­мым тек­стом. Даль­ше еще хуже. Сей­лор Марс полу­ча­ет по щам, а потом про­сто так при­хо­дит под­мо­га и вне­зап­но сила вме­сте с вос­по­ми­на­ни­я­ми о том, что храм, в общем-то, не осо­бо сдал­ся, ведь ее мечта:

 

Юпи­тер с Вене­рой – то же самое:

 

И чтоб вы пони­ма­ли, я не имею ниче­го про­тив чув­ства дол­га. Наобо­рот, ино­гда это реаль­но то, что помо­га­ет тебе дви­гать­ся впе­ред и не опус­кать руки. Напри­мер, ты можешь иметь рабо­ту, но в усло­ви­ях нынеш­них реа­лий не все­гда она соот­вет­ству­ет изна­чаль­ной про­фес­сии, и это даже не зна­чит, что ты обя­зан ее любить. Но рабо­тать чест­но и доб­ро­со­вест­но – да, обя­зан. При этом никто не меша­ет тебе любить и зани­мать­ся тем, что не свя­за­но с рабо­той. Так же и здесь – куда адек­ват­нее было бы свя­зать долг и меч­ты. Постро­ить мысль не в духе «моя меч­та в пер­вом кад­ре – это то, о чем я забу­ду в кон­це пер­во­го филь­ма», а «я хочу быть вои­ном, защи­щать этот мир, что­бы в этом же самом мире мог­ли жить мои люби­мые и я мог­ла осу­ще­ствить свои завет­ные меч­ты». Они девоч­ки, а не робо­ты. Они люди, а не слу­жи­те­ли прин­цес­сы, что бы там ни было. А здесь из них сде­ла­ли тупое пушеч­ное мясо, наце­лен­ное лишь на то, чтоб раз­би­рать­ся с при­спеш­ни­ка­ми глав­ной зло­дей­ки, а во вре­мя финаль­ной бит­вы отдать все силы Сей­лор Мун и за щеня­чье слу­же­ние полу­чить новую Сей­лор-фор­му и кри­сталл. И… это психологизм?

…каж­дой вои­тель­ни­це пред­сто­ит столк­нуть­ся со вто­рым пла­стом сво­их чая­ний, надежд и стра­хов в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ском изводе
…сво­е­го рода напут­ствие юным (или юным душой) зри­тель­ни­цам о необ­хо­ди­мо­сти при­слу­ши­вать­ся к сво­е­му внут­рен­не­му «я», в кото­ром и обре­та­ет­ся насто­я­щая сила

Где?

Вме­сто это­го перед нами бес­хре­бет­ные дамы, соп­ли­вая завист­ли­вая дрянь, типич­ная иде­аль­ная глав­ная геро­и­ня и един­ствен­ный нор­маль­ный пер­со­наж в виде Гелиоса/Пегаса. Девоч­ки отка­зы­ва­ют­ся от того насто­я­ще­го и искрен­не­го, чего жела­ли всем серд­цем. Вый­ти замуж и открыть свое дело? — умри. Стать вра­чом? — полу­чай! Про­дол­жать дело дедуш­ки? — вот тебе! Помни­те глав­ные запо­ве­ди воз­раст­ной пси­хо­ло­гии, где самые дет­ские меч­ты роди­те­лям сто­ит при­ни­мать со всей ответ­ствен­но­стью и отно­сить­ся к ним по-взрос­ло­му, ведь для ребен­ка это самое важ­ное! Они делят­ся этим, стре­мят­ся к сво­им меч­там. И зада­ча взрос­лых — под­дер­жать, понять, напра­вить и помочь не уда­рить­ся о реаль­ность жиз­ни, или хотя бы посте­лить солом­ку, чтоб было мяг­че. А так­же пока­зать, что, несмот­ря на исход, их все­гда любят и ждут — любыми.

Здесь нам самые что ни есть НАСТЯ­ЩИЕ меч­ты транс­ли­ру­ют как то, от чего надо отка­зать­ся, под­ме­няя суть пси­хо­ло­гии на ложь и бред, ведь это так, пустое, с этим надо бороть­ся, ина­че куда тебе до прин­цес­сы — будешь изгнан, как глав­ная злодейка.

Так, а что по злодеям?

 

Это Нехе­ле­ния — глав­ная зло­дей­ка. Когда-то в про­шлом она без при­гла­ше­ния яви­лась на празд­ник в честь рож­де­ния прин­цес­сы (буду­щей Сей­лор Мун), оби­де­лась, что ее при­ня­ли в шты­ки, и в каче­стве подар­ка оста­ви­ла про­кля­тие — дев­чуш­ка помрёт, не взой­дя не пре­стол. Ниче­го не напо­ми­на­ет? 🙂 Коро­ле­ва ее запе­ча­та­ла, но спу­стя мно­го лет печать раз­ру­ши­лась, насту­пи­ло вре­мя мести. Мести за что?

 

Где свет, там и тьма”

Без тьмы никуда”

Обра­ща­лась к Коро­ле­ве Нехе­ле­ния. И на этих сло­вах, несмот­ря на сли­зан­ный сюжет, мож­но было бы постро­ить хоро­шую, как при­ня­то гово­рить, “химию”. По сути Нехе­ле­ния гово­рит пра­виль­ные вещи.

Во-пер­вых, она, воз­мож­но, про­сто хоте­ла быть при­ня­той хоть где-то. Най­ти при­ста­ни­ще, дом, а не ски­тать­ся и оста­вать­ся в изгна­нии до кон­ца жиз­ни. Но зачем рас­кры­вать пер­со­на­жа? Давай­те дадим ей пару минут исто­рии и про­сто сде­ла­ем бес­при­чин­ной сво­ло­чью, пусть поды­ха­ет. Во-вто­рых, не быва­ет чего-то толь­ко хоро­ше­го или толь­ко пло­хо­го. Талант­ли­вый чело­век может быть глу­бо­ко несчаст­ным вви­ду лич­ност­ной незре­ло­сти, доб­рый чело­век может быть излишне вспыль­чив или сомне­вать­ся при важ­ном выборе.

Эмо­ции — это гла­за. Гла­за — наши дру­зья или вра­ги?” — одна­жды ска­зал Аль­ф­рид Лэнгле.

Ана­ло­гич­но и тут. Сего­дня мы видим хоро­шее, зав­тра — не очень. Сего­дня мы доб­ры, а зав­тра — раз­гне­ва­ны. Это нор­маль­но. И тьма в тебе — тоже нор­маль­но. Здесь же автор поро­ди­ла хоро­шую идею и сама же ее сли­ла, пото­му что, види­мо, и так сой­дет. Навер­ное, вре­мя в про­цес­се отри­сов­ки поджимало.

Меч­та все­гда одна”, — гово­рит во вто­ром “филь­ме” Сей­лор Мун. Это ложь и обес­це­ни­ва­ние. Одной может быть цель. Напри­мер, подруж­ки могут иметь цель вый­ти замуж, но пред­став­ле­ния о семье и буду­щем муже у них будут раз­ные. Участ­ни­ки кон­кур­са могут иметь цель выиг­рать зна­чи­тель­ную сум­му, но меч­тать о том, чтоб потра­тить ее по-раз­но­му (на лече­ние боль­но­го чле­на семьи, построй­ку дома или бла­го­тво­ри­тель­ность). Важ­но пони­мать и раз­ли­чать два этих поня­тия, а не жон­гли­ро­вать и зани­мать­ся под­ме­ной, осо­бен­но когда твой кон­тент рас­счи­тан на юных девочек.

Соб­ствен­но, а о чем меч­та­ет Сей­лор Мун? Окей, нас заста­ви­ли сми­рить­ся с тем, что ее буду­щая дочь — завист­ли­вая дура, меч­та­ю­щая об инце­сте с отцом, а подруж­ки виз­жат от нетер­пе­ния попасть под раз­да­чу и подох­нуть с честью. Но где меч­та самой прин­цес­сы? Коро­ле­вы? Была ли меч­та у Нехе­ле­нии, раз у вас арка посвя­ще­на снам и меч­там? На всё это авто­ры про­сто заби­ва­ют, выстав­ляя на перед­ний план пафос­ные речи, идеи о “друж­бе” и соп­ли по уми­ра­ю­ще­му принцу.

В послед­нее вре­мя сим­во­лизм и пси­хо­ло­гизм ста­ли сме­ши­вать в искус­стве и куль­ту­ре, счи­тая, что и так сой­дет. Осо­бен­но мод­но нын­че делать это в кон­тек­сте пси­хо­ана­ли­за, что было про­де­мон­стри­ро­ва­но выше.

Вот уже несколь­ко деся­ти­ле­тий нам извест­но о миро­воз­зре­нии, кото­рое заклю­ча­ет­ся лишь в сры­ва­нии масок, в раз­об­ла­че­нии, кото­рое все­гда гото­во и все­гда стре­мит­ся пред­ста­вить все духов­ное и твор­че­ское “в конеч­ном ито­ге не чем иным”, как сек­су­аль­но­стью, стрем­ле­ни­ем к вла­сти и т.п. Это направ­ле­ние иссле­до­ва­ния уже не заме­ча­ет самой дей­стви­тель­но­сти, а усмат­ри­ва­ет лишь то, что “скры­ва­ет­ся за дей­стви­тель­но­стью”, — либи­до, чув­ство непол­но­цен­но­сти, тще­сла­вие и т.д.

Так извест­ный пси­хи­атр Вик­тор Фран­кл гово­рит о сущ­но­сти это­го направ­ле­ния. Он так­же акцен­ти­ру­ет, что пси­хо­ана­лиз зани­ма­ет­ся под­ме­ной под­лин­но­го на вто­ро­сте­пен­ное, и имен­но вто­ро­сте­пен­ное в ито­ге берет­ся за основу.

Дей­стви­тель­но, страх порой может быть вызван неосо­знан­ны­ми при­чи­на­ми сек­су­аль­но­го харак­те­ра либо “защит­ны­ми меха­низ­ма­ми”, но не озна­ча­ет же это, в кон­це кон­цов, что не суще­ству­ет под­лин­но­го стра­ха — перед жиз­нью, перед смер­тью, перед совестью?

Одним сло­вом, все духов­ные устрем­ле­ния начи­на­ют казать­ся про­стой суб­ли­ма­ци­ей”, — пишет он стра­ни­ца­ми ранее.

Имен­но на это и дела­ет­ся акцент в дан­ной рабо­те. Отча­ян­ные фана­ты ищут смысл там, где его изна­чаль­но не было, пото­му что фильм напол­ни­ли псев­до­пси­хо­ло­ги­че­ским под­тек­стом, сво­дя­щим с тол­ку. Под одной меч­той на самом деле лежит дру­гая, ведь их меч­ты — про­сто суб­ли­ма­ция стра­хов, а зависть к мате­ри и ком­плекс Элек­тры — это яко­бы мас­ка эмо­ци­о­наль­ной депри­ва­ции (лише­ния роди­тель­ской люб­ви и отно­ше­ний) со сто­ро­ны отца — по мне­нию фана­тов в Интер­не­те. Толь­ко вот зиждет­ся все это ни на чем, под­со­вы­вая зри­те­лю кра­си­вую кар­тин­ку и пустую идею веры в любовь, не под­креп­лен­ную дей­стви­я­ми, не осно­ван­ную на реаль­ных само­по­жерт­во­ва­ни­ях, пока­за­тель­ных поступ­ках и про­чем, что мог­ло бы стать кар­ка­сом насто­я­щей исто­рии борь­бы как со внут­рен­ни­ми демо­на­ми, так и с настоящими.

Буду рада видеть вас на стра­ни­цах теперь посто­ян­ной руб­ри­ки это­го бло­га. Мой ИНСТА­ГРАМ
 

 

Ангелика Давидян

Выпускник факультета психологии Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Бакалавриат Психология (2014-2018) Магистратура Психология управления (2018-2020) Автор ряда научных статей по психологии личности и психологии развития. 2016-2017 гг. - Волонтерское участие в серии круглых столов, организованных в честь 25-летия СНГ (цикл семинаров "25 лет Новой Истории" и серия экспертных площадок "Современная Россия в Современном мире") 2016-2017 гг. - Участник Архитектурного проекта в составе Архитектурного совета Москвы при поддержке Россотрудничества С 2017 по 2019 год - методист ВШГУ РАНХиГС С 2020 г. по н. в. - Администратор отдела статистического и аналитического сопровождения Института Общественных Наук

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

11 − один =

wp-puzzle.com logo