Словесные устные игры

Лето — сезон про­гу­лок и актив­но­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния. Поэто­му любо­му понят­но, поче­му детям так не хочет­ся кор­петь над зада­ни­я­ми по раз­ви­тию речи. Впро­чем, при пра­виль­ном под­хо­де любое обы­ден­ное заня­тие мож­но сде­лать не толь­ко позна­ва­тель­ным, но и весёлым.

Сло­вес­ные уст­ные игры — это игры без исполь­зо­ва­ния спе­ци­аль­но­го игро­во­го инвен­та­ря и каких-либо при­спо­соб­ле­ний, пото­му что в их осно­ве лежит про­стое обще­ние. Они не тре­бу­ют осо­бен­ных при­го­тов­ле­ний, но могут быть неве­ро­ят­но увле­ка­тель­ны­ми и инте­рес­ны­ми. Так­же, уст­ные игры помо­гут ско­ро­тать вре­мя при дли­тель­ном ожи­да­нии или в доро­ге, на при­ро­де в мину­ты отды­ха от подвиж­ных игр, в дожд­ли­вую пого­ду, по доро­ге на про­гул­ку и т.д. Подоб­ный вид игро­вых зада­ний явля­ет­ся хоро­шим сти­му­лом для умствен­но­го и рече­во­го раз­ви­тия ребенка.

В педа­го­ги­ке сло­вес­ные уст­ные игры отно­сят к клас­су обу­ча­ю­щих. Такая актив­ность сти­му­ли­ру­ет мно­гие когни­тив­ные про­цес­сы: акти­ви­зи­ру­ет­ся вни­ма­ние, раз­ные виды мыш­ле­ния, тре­ни­ру­ет­ся память. Кро­ме того, в сло­вес­ных играх, в отли­чие от дру­гих видов, отсут­ству­ет упор на нагляд­ность, поэто­му хоро­шо рабо­та­ют вооб­ра­же­ние и кана­лы восприятия.

Кро­ме самой оче­вид­ной функ­ции – раз­ви­тия речи и уве­ли­че­ния сло­вар­но­го запа­са – они реша­ют мно­же­ство дру­гих задач: участ­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии слу­хо­во­го вни­ма­ния и фоне­ма­ти­че­ско­го слу­ха. Спо­соб­ству­ют раз­ви­тию ней­рон­ных свя­зей и улуч­ше­нию мыс­ли­тель­ных про­цес­сов. Помо­га­ют выра­бо­тать быст­ро­ту реакции.

Воз­раст, на кото­рый рас­счи­та­ны эти игры — очень раз­но­об­ра­зен, от 3–4 лет до самой сред­ней шко­лы. Всё зави­си­мо­сти от инди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей ребён­ка и уров­ня слож­но­сти задания:

  • Большой — маленький

Полез­на на эта­пе изу­че­ния умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ных суф­фик­сов. Вы назы­ва­е­те основ­ное сло­во, а ребё­нок дол­жен назвать это сло­во в умень­ши­тель­ной фор­ме. Напри­мер: стул — стуль­чик, нога — нож­ка. Мож­но, таким обра­зом, назы­вать все пред­ме­ты и явле­ния, попа­да­ю­щи­е­ся вам по пути на про­гул­ке. Раз­ви­ва­ет быст­ро­ту реак­ции, фор­ми­ру­ет пра­виль­ное произношение.

  • Кто что делает?

Игра на закреп­ле­ние зна­ний о мно­го­об­ра­зии про­фес­сий. Взрос­лый назы­ва­ет дей­ствие, а ребё­нок дол­жен назвать соот­вет­ству­ю­щую это­му дей­ствию про­фес­сию. Напри­мер: гото­вит — повар, лечит — врач. Мож­но поме­нять­ся роля­ми: про­фес­сию назы­ва­ет веду­щий, а игрок назы­ва­ют под­хо­дя­щее дей­ствие. Зада­ние мож­но услож­нить, попро­сив назвать спе­ци­аль­но­сти про­фес­сий. Напри­мер: повар — кон­ди­тер, пекарь. Врач — лор, педи­атр, хирург. Стро­и­тель — кра­нов­щик, маляр, бетон­щик и т.д.

  • Противоположности

Взрос­лый назы­ва­е­те сло­во, зада­ча ребен­ка — ска­зать в ответ сло­во, про­ти­во­по­лож­ное по зна­че­нию. При­ме­ры: холод­ный — горя­чий, доб­рый — злой, высо­кий — низ­кий, день — ночь и т.д. Фор­му­ли­ров­ка зада­ния, при этом, может варьи­ро­вать­ся от “ска­жи наобо­рот” до “назо­ви анто­ним”, всё зави­сит от воз­рас­та и уров­ня зна­ний ребён­ка. Мож­но играть ана­ло­гич­но и с синонимами.

  • Лишнее слово

Ребен­ку пред­ла­га­ет­ся несколь­ко слов, из кото­рых нуж­но выбрать одно един­ствен­ное, кото­рое никак не свя­за­но с осталь­ны­ми. Напри­мер, каран­даш, тет­радь, пенал, коро­ва. Пер­вые 3 сло­ва мож­но объ­еди­нить в кате­го­рию «школь­ные при­над­леж­но­сти», послед­нее же к этой кате­го­рии не отно­сит­ся и явля­ет­ся лиш­ним. Раз­ви­ва­ет спо­соб­ность ана­ли­зи­ро­вать от обще­го к частному.

  • Продолжи ряд

Несколь­ко схо­жая игра с преды­ду­щей, где ребён­ку пред­ла­га­ет­ся про­дол­жить ряд слов — пред­ме­тов, схо­жих по одно­му при­зна­ку. Напри­мер: авто­бус, вело­си­пед, гру­зо­вик — это назем­ный транс­порт, про­дол­жить мож­но сло­ва­ми мото­цикл, так­си и т.д.

  • Последняя буква

Игры, постро­ен­ные по это­му прин­ци­пу, зна­ко­мы всем. Один игрок назы­ва­ет сло­во, и на его послед­нюю бук­ву, сле­ду­ю­щий участ­ник при­ду­мы­ва­ет дру­гое. Если сло­во закан­чи­ва­ет­ся на й, ы, ь, ъ, то исполь­зо­вать нуж­но пред­по­след­нюю бук­ву. Что­бы сде­лать игру послож­нее, мож­но огра­ни­чить набор лек­си­ки опре­де­лен­ной темой: горо­да, име­на, живот­ные, еда и т.д.

  • Первая буква

Прин­цип похо­жий, на преды­ду­щую игру, с раз­ни­цей, что назы­вать нуж­но на зага­дан­ную веду­щим бук­ву алфа­ви­та. Напри­мер, все сло­ва на бук­ву О. Так­же, услож­нять зада­ние мож­но огра­ни­чив зада­ние опре­де­лён­ной тема­ти­кой. Раз­ви­ва­ет фоне­ти­ко-фоне­ма­ти­че­скую сто­ро­ну речи, попол­ня­ет сло­вар­ный запас.

  • Я знаю пять

В эту сло­вес­ную игру обыч­но игра­ют с мячом. Но, мож­но и без него. Игрок про­из­но­сит: “Я знаю пять назва­ний цве­тов” и пред­ла­га­ет дру­го­му участ­ни­ку их назвать. Если зада­ние выпол­не­но, игро­ки меня­ют­ся роля­ми и уже, вто­рой даёт зада­ние пер­во­му. Назы­вать мож­но что угод­но: горо­да, жен­ские или муж­ские име­на, круг­лые или крас­ные пред­ме­ты, поро­ды собак, мар­ки авто­мо­би­лей, филь­мы, сто­ли­цы стран, таким обра­зом, зада­вая уро­вень сложности.

  • Слова наоборот

Веду­щий игрок назы­ва­ет сло­во, а дру­гой пыта­ет­ся про­из­не­сти его наобо­рот. Напри­мер: рису­нок – кону­сир; лопа­та – ата­пол; кот­ле­та – ател­ток. Начи­нать сле­ду­ют с одно­слож­ных слов: дом, сок. Так­же, для этой игры ребе­нок дол­жен уметь читать, так как основ­ная ее цель — научить­ся созда­вать визу­аль­ный образ сло­ва с раз­ви­ти­ем фоне­ма­ти­че­ско­го слуха.

  • Да — нет

Пер­вый участ­ник при­ду­мы­ва­ет сло­во, а осталь­ные участ­ни­ки зада­ют вопро­сы, на кото­рые грок может отве­чать толь­ко «да» или «нет». Играть мож­но до тех пор, пока не будет уга­да­но сло­во, или ста­вить огра­ни­че­ние по вре­ме­ни. Что­бы облег­чить зада­чу, мож­но огра­ни­чить круг выби­ра­е­мых слов одной темой: фрук­ты, транс­порт­ные сред­ства, пер­со­на­жи мульт­филь­мов. Спо­соб­ству­ет раз­ви­тию логи­че­ско­го мыш­ле­ния, ана­ли­за и синтеза. 

  • Ассоциации

Пер­вый игрок назы­ва­ет сло­во, а сле­ду­ю­щий – ассо­ци­а­цию на него. Играть мож­но вдво­ем или боль­шой ком­па­ни­ей. При­мер ассо­ци­а­тив­ной цепоч­ки: коро­ва – луг – тра­ва – куз­не­чик – пес­ня – нота – тет­радь – шко­ла и т.д. Кро­ме раз­ви­тия вооб­ра­же­ния, плюс игры состо­ит в том, что по назван­ным ассо­ци­а­ци­ям мож­но понять скры­тые мыс­ли или уло­вить пере­жи­ва­ния и тре­во­ги детей.

  • Из чего состоит?

Веду­щий назы­ва­ет любой пред­мет, а игрок — его состав­ля­ю­щие. Напри­мер: элек­три­че­ский чай­ник носик, крыш­ка, кноп­ка, нагре­ва­тель, лам­поч­ка, про­вод, под­став­ка и т. д. Мож­но назы­вать мате­ри­а­лы, из кото­ро­го сде­ла­на вещь. Стол — это дере­во, дос­ки, гвоз­ди — металл. Игра учит нахо­дить вза­и­мо­свя­зи, ана­ли­зи­ро­вать, пони­мать при­ро­ду руко­твор­ных предметов.

  • Полезно — вредно

Пер­вый игрок выби­ра­ет ситу­а­цию, а вто­рой пооче­рёд­но пере­чис­ля­ет, что в ней вред­но­го и что полез­но­го. Напри­мер: дождь. Он полез­ный пото­му что бла­го­да­ря ему рас­тут рас­те­ния, в жару ста­но­вит­ся све­жее. Вред­ный, так как может зато­пить доро­гу или намо­чить людей на про­гул­ке. Игра раз­ви­ва­ет кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, спо­соб­ность к ана­ли­зу любо­го явления. 

  • Я беру с собой

Веду­щий начи­на­ет игру сло­ва­ми: мы соби­ра­ем­ся в поход и берем с собой… напри­мер, рюк­зак. Сле­ду­ю­щий гово­рит, рюк­зак, палат­ку (обя­за­тель­но повто­рять то, что ска­за­ли преды­ду­щие участ­ни­ки) И так далее, «багаж» рас­тет как снеж­ный ком и каж­дый раз перед тем, как ска­зать что-то новое, надо повто­рить все ранее пере­чис­лен­ное. Мож­но исполь­зо­вать вари­ант слож­нее с най­ден­ны­ми веща­ми на чер­да­ке: я пошел на чер­дак и нашел ста­рую зеле­ную кара­ка­ти­цу!». Сле­ду­ю­щий игрок дела­ет то же самое, но свою наход­ку при­бав­ля­ет к наход­ке преды­ду­ще­го, вот так: «я пошел на чер­дак и нашел ста­рую зеле­ную кара­ка­ти­цу и фио­ле­то­вый кос­ми­че­ский сапог!»  Раз­ви­ва­ет слу­хо­вую память и воображение.

  • Каким бывает?

В этой сло­вес­ной игре надо по оче­ре­ди под­би­рать опре­де­ле­ния к выбран­но­му сло­ву. Напри­мер, какой быва­ет соба­ка: домаш­ней, злой, поро­ди­стой, куса­чей и т.д. Кто боль­ше не смо­жет при­ду­мать опре­де­ле­ний – про­иг­рал. Так же мож­но исполь­зо­вать про­ти­во­по­лож­ный вари­ант. В ней надо назы­вать, что может иметь дан­ное опре­де­ле­ние. Напри­мер, что может быть теп­лым: теп­лая одеж­да, теп­лая пого­да, теп­лый чай и т.д. Игра раз­ви­ва­ет речь, образ­ность мыш­ле­ния, спо­соб­ность кон­цен­три­ро­вать­ся, опре­де­лять и выде­лять пред­мет и его признаки.

  • Пойми меня

Каж­дый игрок дол­жен назвать сло­во логи­че­ски его про­дол­жа­ю­щее преды­ду­щее, что­бы полу­чи­лось пред­ло­же­ние. Напри­мер: — Рыжий. — Рыжий кот. — Рыжий кот умы­ва­ет­ся. — Рыжий кот умы­ва­ет­ся лапой. — Рыжий кот умы­ва­ет­ся лапой и щурит. — Рыжий кот умы­ва­ет­ся лапой и щурит гла­за. — Рыжий кот умы­ва­ет­ся лапой и щурит гла­за от солнца.

  • Варианты

Назы­ва­ем ребен­ку пред­мет и спра­ши­ва­ем, а каким обра­зом его еще мож­но исполь­зо­вать. Напри­мер: ящик. В него мож­но не толь­ко класть пред­ме­ты, но и пере­вер­нув исполь­зо­вать, как стол или лест­ни­цу и т.д. Раз­ви­ва­ет ассо­ци­а­тив­ное мыш­ле­ние, рас­ши­ря­ет кру­го­зор, пой­мет, зна­ко­мит с поня­ти­ем многофункциональности.

  • Прошлое и будущее

Назы­ва­е­те любой пред­мет и зада­ё­те ребён­ку вопрос: «Чем этот пред­мет был в про­шлом?». Затем начи­на­ем фан­та­зи­ро­вать «Чем этот пред­мет может стать в буду­щем?» Напри­мер: стул. Чем этот пред­мет был в про­шлом? Дере­вом, рост­ком дере­ва, семеч­кой от дере­ва. Чем он может стать в буду­щем? Дровами/дубинкой из ножки/качелей и т. д. В этой игре ребё­нок учит­ся про­ни­кать в суть пред­ме­тов и явлений.

Воз­мож­но, я что-то про­пу­сти­ла? Если это так — поде­ли­тесь в ком­мен­та­ри­ях сло­вес­ны­ми игра­ми, кото­рые исполь­зу­е­те со сво­и­ми детьми)

Понравился пост? Не забудьте оформить подписку на рассылку через e‑mail или push-уведомления, а, также, оставить комментарий — это будет лучшей наградой автору за труд!

Воз­мож­но, вам будет инте­рес­но почи­тать и дру­гие посты на подоб­ные темы

Источ­ни­ки поис­ка сло­вес­ные уст­ные игры:

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

13 + 20 =

wp-puzzle.com logo