Нужна ли ребёнку подготовка к школе?

Нужна ли ребёнку подготовка к школе?

Ответ на вопрос: нуж­на ли ребён­ку под­го­тов­ка к шко­ле нахо­дит­ся в обла­сти инди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей и пси­хо­эмо­ци­о­наль­ной зре­ло­сти каж­до­го кон­крет­но­го дошкольника. 

Во-пер­вых, надо пом­нить, что готов­ность к шко­ле — это не толь­ко про писать и счи­тать. Это слож­ный ком­плекс опре­де­лен­ных пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских состо­я­ний, уме­ний и навы­ков, в том чис­ле, соци­аль­ных. Так, пока­за­тель навы­ка само­об­слу­жи­ва­ния буду­ще­го пер­во­класс­ни­ка важ­нее коли­че­ства заучен­ных наизусть сти­хов, а сфор­ми­ро­ван­ность эмо­ци­о­наль­но-воле­вой сфе­ры суще­ствен­нее уме­ния меха­ни­че­ски скла­ды­вать числа.

Боль­шин­ство детей пяти­лет­не­го воз­рас­та гото­вят­ся к школь­ной жиз­ни в дет­ских садах по уста­нов­лен­ной про­грам­ме. Как пра­ви­ло, это­го вполне доста­точ­но для того, что­бы ребё­нок обла­дал необ­хо­ди­мы­ми зна­ни­я­ми, умел опе­ри­ро­вать поня­ти­я­ми и был соци­аль­но адап­ти­ро­ван. Нагруз­ка таких детей допол­ни­тель­ны­ми кур­са­ми под­го­тов­ки и шко­ла­ми выход­но­го дня не толь­ко бес­по­лез­на, но и губи­тель­на. Пото­му что глав­ная зада­ча дет­ства, неот­мен­ная и невос­пол­ни­мая поз­же — наиг­рать­ся. Науч­ные дока­за­тель­ства и резуль­та­ты иссле­до­ва­ний мно­же­ства спе­ци­а­ли­стов тому подтверждение. 

Но, не будем  противопоставлять игру обучению и полностью исключать необходимость в  подготовке к школе.

В каких слу­ча­ях сто­ит уде­лить это­му вопро­су боль­ше вни­ма­ния само­сто­я­тель­но, или обра­тить­ся за помо­щью к специалисту:

  • Ребё­нок не посе­ща­ет учре­жде­ние дошколь­но­го образования
  • У ребён­ка име­ют­ся осо­бен­но­сти пси­хо­фи­зи­че­ско­го развития

В обо­их слу­ча­ях все заня­тия долж­ны про­хо­дить толь­ко в игро­вой фор­ме и, при при­ня­тии реше­ния под­го­то­вить ребён­ка к шко­ле само­сто­я­тель­но, опи­рать­ся на систем­ность. Впро­чем, вер­нём­ся к нор­мам и кри­те­ри­ям, что­бы было от чего оттал­ки­вать­ся в после­ду­ю­щих рекомендациях.

Итак, базовые знания и умения ребёнка перед школой:

  • Зна­ет соб­ствен­ное имя, фами­лию, воз­раст, домаш­ний адрес. Ука­зы­ва­ет нали­чие сестёр, бра­тьев, бабу­шек, деду­шек. Пом­нит име­на роди­те­лей, кем рабо­та­ют, в каком горо­де и стране живёт.
  • Ори­ен­ти­ру­ет­ся во вре­ме­нах года, их после­до­ва­тель­но­сти, отли­чи­тель­ных при­зна­ках. Ука­зы­ва­ет коли­че­ство меся­цев и дней неде­ли, зна­ет их назва­ния. Отли­ча­ет при­род­ные и погод­ные явления.
  • Выде­ля­ет общие при­зна­ки у пред­ме­тов и дру­гих объ­ек­тов, груп­пи­ру­ет их. При­во­дит при­ме­ры, что вклю­ча­ет в себя поня­тия транс­порт, мебель, посу­да, одеж­да и т.д.
  • Пони­ма­ет раз­ни­цу меж­ду фрук­та­ми, яго­да­ми и ово­ща­ми. Зве­ря­ми, пти­ца­ми, рыба­ми и насе­ко­мы­ми. Дики­ми и домаш­ни­ми живот­ны­ми и т.д.
  • Назы­ва­ет части тела, основ­ные орга­ны чело­ве­ка, их функции. 
  • Ори­ен­ти­ру­ет­ся в про­стран­стве. Зна­ет верх, низ, лево, пра­во.  Рас­по­зна­ёт про­стые гео­мет­ри­че­ские фигу­ры. Срав­ни­ва­ет их по раз­ме­рам, делит на рав­ные части. Зна­ет основ­ные цве­та. Опе­ри­ру­ет поня­ти­я­ми широ­кий-узкий, высо­кий-низ­кий, большой-маленький.
  • Выпол­ня­ет эле­мен­тар­ные опе­ра­ции сло­же­ния-вычи­та­ния пер­во­го чис­ло­во­го десят­ка. Реша­ет про­стые зада­чи в том чис­ле, на логи­ку, отга­ды­ва­ет загадки. 
  • Пра­виль­но дер­жит руч­ку и каран­даш. Выпол­ня­ет штри­хов­ку, закра­ши­ва­ет изоб­ра­же­ние, сохра­няя кон­ту­ры. Копи­ру­ет по кле­точ­кам фигу­ры с образ­ца. Дори­со­вы­ва­ет часть сим­мет­рич­но­го рисун­ка. Вла­де­ет ножницами. 
  • Может опи­сать кар­тин­ку, пере­ска­зать неболь­шую исто­рию сво­и­ми сло­ва­ми, подо­брать назва­ние к тек­сту, вос­ста­но­вить оче­ред­ность про­ис­хо­дя­ще­го по раз­рез­ным карточкам.

Помимо развития компонентов, отвечающих за интеллектуальное развитие, следует обратить внимание на сформированность мотивации и социальных навыков.

Очень важ­но, что­бы ребё­нок пони­мал, зачем он идет в шко­лу и чем там будет зани­мать­ся. В чём состо­ит необ­хо­ди­мость под­чи­нять­ся нор­мам пове­де­ния в обще­стве, общей дис­ци­плине шко­лы. Зачем сле­ду­ет соот­но­сить свои жела­ния и инте­ре­сы с жела­ни­я­ми и инте­ре­са­ми дру­гих людей, в дан­ном слу­чае — учи­те­лей и одноклассников. 

Так­же, боль­шое зна­че­ние име­ет уро­вень раз­ви­тия навы­ков само­об­слу­жи­ва­ния. И об этом сле­ду­ет поза­бо­тить­ся осо­бо тща­тель­но. Важ­но, что­бы ребё­нок к момен­ту поступ­ле­ния в шко­лу обла­дал извест­ной долей само­сто­я­тель­но­сти: умел завя­зы­вать шнур­ки, застё­ги­вать пуго­ви­цы, содер­жать в поряд­ке свою ком­на­ту, место для заня­тий, игруш­ки, одеж­ду, обувь. Для это­го, сле­ду­ет пом­нить один из важ­ных прин­ци­пов вос­пи­та­ния: не делать за детей то, что они в состо­я­нии сде­лать сами.

Проанализировав вышесказанное, каждый родителей может сделать для себя вывод, нужна ли ребёнку подготовка к школе и если да, то в какой форме:

  • При нали­чии сво­бод­но­го вре­ме­ни и отсут­ствии осо­бен­ных труд­но­стей в обу­че­нии, мож­но зани­мать­ся самостоятельно.
  • Если ребё­нок не полу­ча­ет систе­ма­ти­че­ских зна­ний, то нуж­на под­го­тов­ка к шко­ле при самом учре­жде­нии, куда пла­ни­ру­ет­ся пода­вать доку­мен­ты или спе­ци­аль­ном дет­ском центре.
  • Для детей, име­ю­щих про­бле­мы с пове­де­ни­ем нуж­ны заня­тия с пси­хо­ло­гом, они дадут боль­ше пользы.
  • С кор­рек­ци­ей нару­ше­ния зву­ко­про­из­но­ше­ния помо­жет логопед.
  • Спе­ци­аль­ные заня­тия с дефек­то­ло­гом пока­за­ны детям с осо­бен­но­стя­ми пси­хо­фи­зи­че­ско­го развития. 

Вре­мен­ных рамок для под­го­тов­ки буду­щих школь­ни­ков — нет. Здесь, как и во всём, нуж­на золо­тая сере­ди­на и здра­вый смысл. Не сто­ит заго­нять ребён­ка рань­ше вре­ме­ни за пар­ту, ведь в шко­ле наи­бо­лее успеш­ны­ми ока­зы­ва­ют­ся не те дети, кото­рые уме­ют читать, а те, кото­рые уме­ют играть.  Одна­ко, если кажет­ся, что без помо­щи не обой­тись, воз­мож­но, прак­тич­ным реше­ни­ем ста­нут допол­ни­тель­ные заня­тия. Но не такие, где детей «натас­ки­ва­ют» на то, что­бы они отве­ча­ли пра­виль­но на опре­де­лен­ные вопро­сы и выпол­ня­ли нуж­ные зада­ния. А те, где ребён­ка учат делать выво­ды, рас­суж­дать и твор­че­ски мыслить. 

Нуж­на ли ребён­ку под­го­тов­ка к школе?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 + 19 =

wp-puzzle.com logo