Ответ на вопрос: нужна ли ребёнку подготовка к школе находится в области индивидуальных способностей и психоэмоциональной зрелости каждого конкретного дошкольника.
Во-первых, надо помнить, что готовность к школе — это не только про писать и считать. Это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений и навыков, в том числе, социальных. Так, показатель навыка самообслуживания будущего первоклассника важнее количества заученных наизусть стихов, а сформированность эмоционально-волевой сферы существеннее умения механически складывать числа.
Большинство детей пятилетнего возраста готовятся к школьной жизни в детских садах по установленной программе. Как правило, этого вполне достаточно для того, чтобы ребёнок обладал необходимыми знаниями, умел оперировать понятиями и был социально адаптирован. Нагрузка таких детей дополнительными курсами подготовки и школами выходного дня не только бесполезна, но и губительна. Потому что главная задача детства, неотменная и невосполнимая позже — наиграться. Научные доказательства и результаты исследований множества специалистов тому подтверждение.
Но, не будем противопоставлять игру обучению и полностью исключать необходимость в подготовке к школе.
В каких случаях стоит уделить этому вопросу больше внимания самостоятельно, или обратиться за помощью к специалисту:
- Ребёнок не посещает учреждение дошкольного образования
- У ребёнка имеются особенности психофизического развития
В обоих случаях все занятия должны проходить только в игровой форме и, при принятии решения подготовить ребёнка к школе самостоятельно, опираться на системность. Впрочем, вернёмся к нормам и критериям, чтобы было от чего отталкиваться в последующих рекомендациях.
Итак, базовые знания и умения ребёнка перед школой:
- Знает собственное имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Указывает наличие сестёр, братьев, бабушек, дедушек. Помнит имена родителей, кем работают, в каком городе и стране живёт.
- Ориентируется во временах года, их последовательности, отличительных признаках. Указывает количество месяцев и дней недели, знает их названия. Отличает природные и погодные явления.
- Выделяет общие признаки у предметов и других объектов, группирует их. Приводит примеры, что включает в себя понятия транспорт, мебель, посуда, одежда и т.д.
- Понимает разницу между фруктами, ягодами и овощами. Зверями, птицами, рыбами и насекомыми. Дикими и домашними животными и т.д.
- Называет части тела, основные органы человека, их функции.
- Ориентируется в пространстве. Знает верх, низ, лево, право. Распознаёт простые геометрические фигуры. Сравнивает их по размерам, делит на равные части. Знает основные цвета. Оперирует понятиями широкий-узкий, высокий-низкий, большой-маленький.
- Выполняет элементарные операции сложения-вычитания первого числового десятка. Решает простые задачи в том числе, на логику, отгадывает загадки.
- Правильно держит ручку и карандаш. Выполняет штриховку, закрашивает изображение, сохраняя контуры. Копирует по клеточкам фигуры с образца. Дорисовывает часть симметричного рисунка. Владеет ножницами.
- Может описать картинку, пересказать небольшую историю своими словами, подобрать название к тексту, восстановить очередность происходящего по разрезным карточкам.
Помимо развития компонентов, отвечающих за интеллектуальное развитие, следует обратить внимание на сформированность мотивации и социальных навыков.
Очень важно, чтобы ребёнок понимал, зачем он идет в школу и чем там будет заниматься. В чём состоит необходимость подчиняться нормам поведения в обществе, общей дисциплине школы. Зачем следует соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами других людей, в данном случае — учителей и одноклассников.
Также, большое значение имеет уровень развития навыков самообслуживания. И об этом следует позаботиться особо тщательно. Важно, чтобы ребёнок к моменту поступления в школу обладал известной долей самостоятельности: умел завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, содержать в порядке свою комнату, место для занятий, игрушки, одежду, обувь. Для этого, следует помнить один из важных принципов воспитания: не делать за детей то, что они в состоянии сделать сами.
Проанализировав вышесказанное, каждый родителей может сделать для себя вывод, нужна ли ребёнку подготовка к школе и если да, то в какой форме:
- При наличии свободного времени и отсутствии особенных трудностей в обучении, можно заниматься самостоятельно.
- Если ребёнок не получает систематических знаний, то нужна подготовка к школе при самом учреждении, куда планируется подавать документы или специальном детском центре.
- Для детей, имеющих проблемы с поведением нужны занятия с психологом, они дадут больше пользы.
- С коррекцией нарушения звукопроизношения поможет логопед.
- Специальные занятия с дефектологом показаны детям с особенностями психофизического развития.
Временных рамок для подготовки будущих школьников — нет. Здесь, как и во всём, нужна золотая середина и здравый смысл. Не стоит загонять ребёнка раньше времени за парту, ведь в школе наиболее успешными оказываются не те дети, которые умеют читать, а те, которые умеют играть. Однако, если кажется, что без помощи не обойтись, возможно, практичным решением станут дополнительные занятия. Но не такие, где детей «натаскивают» на то, чтобы они отвечали правильно на определенные вопросы и выполняли нужные задания. А те, где ребёнка учат делать выводы, рассуждать и творчески мыслить.