Арт-терапия в работе дефектолога является одним из самых результативных методов, используемых в профилактических и коррекционных целях. Она позволяет разрешать различные задачи, начиная от раскрытия детского потенциала, заканчивая развитием когнитивной и коммуникативных сфер. При этом, она всегда ресурсна, естественна, продуктивна, не имеет ограничений и противопоказаний, а, также, вариативна. Способна адаптироваться под индивидуальные особенности любого ребёнка, так как имеет множество видов и направлений.
Занятия арт-терапией рекомендованы при:
- задержках речевого, психического и интеллектуального развития
- синдроме дефицита внимания и гиперактивности
- расстройствах аутистического спектра
- последствиях детских церебральных параличей
- нарушениях слуха и зрения
- различного рода депривациях
- сложностях в социальной адаптации
Детская арт-терапия помогает реализовать коррекционные цели, даже, в тех случаях, когда другие средства обучения и воспитания встречают затруднения. Взаимодействие с ребёнком проходит в лёгкой игровой форме и непринуждённой обстановке. Что позволяет наладить личный контакт и проводить занятия, не акцентируя внимания на образовательном моменте.
Применение на практике средств арт-терапии в работе дефектолога, способствует лучшему усвоению школьной программы, развитию эмоционально-волевой сферы и формированию навыков самовыражения.
В настоящее время существует огромное количество всевозможных направлений арт-терапии, в основе которых лежит творческий подход, с использованием различных техник:
-
Изотерапия
из них — самое популярная. Используется на коррекционных занятиях с детьми, испытывающих трудности в обучении, при тяжёлых нарушениях речи, вызванных патологиями когнитивной сферы, проблемами с поведением и многих других. Так, у детей с аутистическими чертами нарушена экстериоризация внутреннего опыта. В некоторых случаях, ребёнок не может выражать на словах свои актуальные желания, эмоции, мысли. То есть затруднена, прежде всего, область коммуникации и самосознания. С помощью рисунка, в данном случае, развивается не только пространственное мышление и чувствительно-двигательная координация, но, и, что более важно, стремление к невербальному общению. Что, в свою очередь создаёт основу и стимулируют словесные устные формы самовыражения, развивает произвольную осмысленную активность. А эмоционально позитивно окрашенное ощущение от творческой деятельности мотивирует к дальнейшему взаимодействию. В качестве инструментов можно использовать восковые и грифельные карандаши, краски, фломастеры, мел. Применять различные техники: отпечатки поролоном, природным материалом; оттиски пальцами; кляксография, акватушь, монотипия, ниткография, граттаж, эбру или рисование водой, песком, солью. Способов для реализации идей просто огромное количество. Об этом в одном из следующих постов. -
Лепка
из различных материалов. Общеизвестно, что речевой и двигательный центры головного мозга взаимно влияют друг на друга, и упражнения на развитие мелкой моторики благотворно влияют на формирование структурных связей. Этот вид арт-терапии особенно показан детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Он способствует не только решению трудностей, связанных с областью тонких движений рук, но и развитию эмоционально-волевой и сенсорной сфер. В качестве основы подойдут и обычный пластилин, и кинетический песок, и солёное тесто. А неограниченные способы применения материалов дают широкие возможности для формирования творческих способностей. -
Музыкальная
арт-терапия основана на процессе прослушивания музыки и музицирования. Специально подобранные музыкальные произведения позволяют дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребёнка через мажорные или минорные лады. С помощью музыки можно научить чувствовать ритмы природы и человеческой жизни, ощущать многообразие звуков и созвучий окружающего мира, формировать представления о своеобразии собственных биоритмов, характерных особенностях звучания собственного голоса. Занятия с детьми с задержкой психического развития по восприятию музыки направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Основными задачами являются регуляция эмоционального тонуса ребенка и снятие психоэмоционального возбуждения. Для детей, имеющих тяжёлые нарушения зрения, это незаменимый способ взаимодействия с окружающим миром через абстрактные образы. -
Библиотерапия
и сказкотерапия как подвид направления. В качестве основного инструмента выступает литературное произведение. Является терапевтической и развивающая методикой одновременно. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения. Когда ребёнок слушает сказку, он соединяет с образами сказки свой жизненный опыт, относящийся сразу к нескольким уровням. Именно это проецирование эмоций и переживаний в сюжет, привязка личного опыта к стандартным образам сказки обеспечивает глубокий эффект воздействия сказочных сюжетов на личность. Описано три уровня глубины восприятия человеком сказки. События сказки задевают эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обычную жизнь, ситуация кажется похожей и узнаваемой по ассоциации. Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах в жизни, в отношениях между людьми, о том, что такое «хорошо» и «плохо». Сказка задевает глубинные механизмы подсознания, сохранившиеся архаичные элементы, часто непривычные для разума. Работа со сказочными сюжетами дает богатые возможности для организации групповых занятий с детьми или взаимодействия с ребенком индивидуально. Сказка дает возможность использовать игровые и диалоговые методы коррекции ребенка. Концепция комплексной сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: художественные, дидактические, психотерапевтические, психокоррекционные и медитативные. Многие специалисты, работающие в этой области отмечают, что сказка так же многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным воспитательным и развивающим средством. -
Кинезетерапия
Этот вид арт-терапии является разновидностью лечебной физкультуры. В работе дефектолога чаще представлена как логоритмика и включает в себя элементы танцев, подвижных игр, выполнения разнообразных упражнений в сопровождении движений артикуляционного аппарата: губ, языка, челюстей и т.д. Особенность метода заключается в том, что под влиянием регулярных занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем. Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивается воображение. Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивается воображение. В первую очередь рекомендуется детям с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему, чересчур быстрой, медленной или прерывистой речью, с недостаточно развитой моторикой и координацией движений. Также существуют и специальные методики для детей, имеющих задержки психомоторного развития. Во время таких сеансов дети учатся развивать двигательные функции под соответствующий музыкальный фон. Танцевальная терапия помогает детям снять эмоциональное напряжение, увеличивает их подвижность. -
Имаготерапия
При вовлечении в театрализованную деятельностью, дети с особенностями психофизического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Занятия обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекцию психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности. Куклотерапию, как часть имаготерапии можно с успехом использовать в работе с со всеми категориями детей. Работа с куклой помогает ребёнку обрести психологическую защиту. Общение с такой куклой способствует самоидентификации и расширяет возможности его взаимодействия с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Особенно это важно для детей с расстройством аутистического спектра. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, а также достигаются следующие результаты: развивается речь, эмоциональная и моторная адекватность, представления о пространственной ориентация, формируются нравственно-этические навыки. Этот вид арт-терапии хорошо совместим с визуализацией различных сказок. -
Игротерапия
Является инструментом диагностики и коррекции разнообразных трудностей в поведении и обучении. Зачастую, наблюдая за тем как играет ребёнок, можно сделать намного больше выводов об уровне развития речи и коммуникативных способностях, чем в ходе длительной беседы. Так же, на основе игры, можно и нужно базировать все развивающие занятия в работе дефектолога. Ведь это является ведущим видом деятельности детей, а значит, средства обучения, базирующиеся на нём, самые эффективные. Например, легоконструирование, в настоящее время, считается успешной методикой, наряду с традиционными психологическими и педагогическими средствами коррекции для детей, имеющих синдром недостатка внимания, нарушения аутистического спектра, задержки психоречевого развития. Множественные исследования показывают, что данный конструктор в индивидуальных и групповых занятиях, помогает развить такие навыки, как вербальная и невербальная коммуникация, внимание, память, мышление, умение планомерно решать поставленные задачи. Терапевтическая игра может быть направлена в сторону усовершенствования именно тех качеств ребёнка и безгранична с точки зрения раскрытия творческого потенциала.
Существует огромное количество направлений арт-терапии: коллажирование, мандалотерапия, фототерапия, тканетерапия и многие другие. И каждая из них, возможность использовать искусство для достижения положительной динамики в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии ребёнка.
Другие статьи на тему обучения и воспитания детей вы можете найти по ссылке
Понравился пост? Не забудьте оформить подписку на рассылку через e‑mail или push-уведомления, а, также, оставить комментарий — это будет лучшей наградой автору за труд!