Пожалуй, одна из самых часто обсуждаемых тем среди учителей проблемных учеников в школе — это причины такого сложного поведения. И, очень часто, ответом на неспособность стандартизировать детей так, как им хочется, является диагноз-штамп СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Родители сразу хватаются за голову, услышав от школьного психолога этот “страшный” приговор. С одной стороны, отрицать наличие такого синдрома, как факта — невозможно из-за наличия реальных научных исследований и, как минимум, невежественно, по той же самой причине. Но, в связи с необоснованным ростом, вдруг откуда не возьмись, огромного количества детей-СДВГ, ситуация заставляет задуматься — насколько диагностика объективна. Существует огромное количество мифов, связанных с этим заболеванием, зачастую, основанных на поверхностных знаниях горе-специалистов и излишней, или недостаточной озабоченностью этим вопросом родителей. А также крайностей, начиная от полного отрицания синдрома, предположением, что ребёнок просто дурно воспитан и заканчивая идеализацией “иного мышления” и гениальностью обладателей сей болезни. Но, давайте всё по порядку… СДВГ мифы и правда
МИФЫ:
-
СДВГ — это просто набор особенностей поведения, который, зачастую, можно встретить у любого подвижного ребенка.
Название не совсем точно отражает суть. В медицине синдром — это совокупность симптомов. Один и тот же синдром может проявляться при разных заболеваниях. СДВГ — имеет определённый шифр в международной классификации болезней. А диагноз может поставить только врач — невролог, психоневролог или психиатр. Не учитель, не воспитатель, не школьный психолог, и не баба Клава, потому что им вдруг показалось, что чадо слишком много бегает. Не может успокоиться по требованию, невнимателен, ленив, «летает в облаках», отвлекается на уроках и т.д. Поэтому, постарайтесь не приклеивать заранее «ярлык», рассказывая окружающим: “Он у меня такой гиперактивный, сдвгэшник! Спасу нет!” Мало того, что это может быть обидным критерием для самого ребёнка. Так ещё и может подсознательно подтолкнуть к тому, чтобы оправдать ожидания родителей касаемо подобного поведения.
2. СДВГ нуждается в обязательном медикаментозном лечении.
На самом деле, заграничные врачи достаточно часто практикуют применение психотропных лекарств практически всем детям с диагнозом СДВГ. Наши же, более осторожны в применении медикаментозной терапии. А назначаемые препараты, в большей степени, направлены на созревание клеток головного мозга, регуляцию процессов торможения и возбуждения нервной системы и пр. Однако не забывайте, что коррекция СДВГ должна включать комплекс методик, т.е. быть “мультимодальной”. И основными направлениями являются: двигательная активность, психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, установление чёткого режима дня, правильное питание, ограничивающее потребление “быстрых” углеводов и т.д. Применение одних лекарств решит проблему чуть более, чем “никак”. Только комплексные меры, направленные и на биологическую коррекцию, и на изменение взаимоотношений с ребенком ближайшего окружения, и на развитие его эмоционально-личностной сферы может принести в отдаленном времени результаты.
3. СДВГ бывает только у маленьких детей, со временем “всё пройдёт”.
Верно отчасти. Действительно, очевидное проявление “гиперактивности” с годами снижается, и к подростковому возрасту, 14–16 годам, практически сходит на нет по причине сформировавшегося самоконтроля в поведении. Но дефицит внимания, импульсивность, эмоциональные нарушения, без необходимой коррекции, никуда не уходят. Из-за этого, став взрослее, такие люди больше подвержены риску несчастных случаев, зависимости от алкоголя, наркотиков, чужого влияния. У них могут быть конфликты на работе, дома, частая смена партнеров, разводы и т.п. Жить рядом с таким человеком, ох как не просто!
4. СДВГ – это оправдание для родителей, которые не умеют воспитывать своих детей.
Нет, дело не только в воспитании. СДВГ всё-таки болезнь, как правило, развивающаяся на фоне неполноценной работы структур головного мозга. Причинами которой могли стать и гипоксии во время беременности. И микротравмы во время родов, и какое-либо органическое поражение. Учитывая этот факт, родителям необходимо прикладывать бОльшие усилия. Чтобы подобрать специальные воспитательные и обучающие приемы, подходящие именно их ребенку. А из-за поздней диагностики, или, отсутствия коррекции вообще, развитие синдрома может нести непредсказуемые последствия.
5. Гиперактивные дети — бесконечно работающие батарейки, они не чувствуют усталости и переутомления.
В действительности это не так — ребёнок и рад бы остановиться, но не может, даже если организм на пределе. Дело в том, что в необходимый момент не срабатывает включение торможения нервной системы. В результате чего происходит перевозбуждение отдельных участков коры головного мозга. Истощение нервной системы порождает еще большую внешнюю, иногда совершенно бессмысленную, активность. Только бережное отношение к ребёнку, своевременный и достаточный сон. Правильное чередование активности и отдыха, терпение, внимание, помогут ребенку остановиться. Так что, вариант “отправить его на бокс” чтобы уставал и никого не доставал — решение так себе.
6. Дети с СДВГ плохо учатся в школе и имеют низкий интеллект.
При правильной организации учебного процесса, такие дети могут проявить все свои способности и прекрасно справляться с учебой. Ведь мышление у них сохранно и интеллект может быть очень высоким. Родителям необходимо устанавливать контакт с учителями, контролировать выполнение домашних заданий. Если ребенок «пропустил мимо ушей» новую тему, не ругать, а вместе с ним попробовать ее разобрать еще раз. Для этого можно использовать дробную подачу материала. Небольшими частями, с необходимым количеством повторений. С подключением мнемонических техник. Конечно, для родителей (да и для педагогов) это дополнительная нагрузка, но кто обещал, что растить и воспитывать детей легко? В любом случае, необходимо развивать в ребенке его сильные качества и способности. Выбрать вместе с ним такую деятельность, где он сможет реализоваться.
Вы убедились, что мифов и предрассудков, связанных с СДВГ много, и этот список можно продолжать и продолжать до бесконечности. Но, если родители будут поднимать самооценку ребёнка, формировать уверенность в собственных силах за счет приобретения им новых навыков, опираться на его достижения в учёбе и повседневной жизни, учить грамотным коммуникациям, а также смогут определить сильные стороны личности ребенка и хорошо развитые у него высшие психические функции, то, в конечном итоге, они смогут преодолеть все трудности, связанные с СДВГ. Удачи и терпения!
Больше статей на тему обучения и воспитания детей с ОПФР
Источники и информация к размышлению:
Да, актуальная для нас тема. Нет ни одного подтвержденного диагноза а учительница продолжает твердить про гиперактивность причем только у нее на уроке такие дела
Я думаю, такие вопросы решаются через администрацию школы. Если по другим предметам вопросов нет, то самое первое, что приходит на ум — это личная неприязнь. Люди такие люди и это нужно учитывать — опыт работы, характер, квалификация… и многое многое другое
Мне кажется я сама такая выросла с этой гиперактивностью но ни наркоманом ни алкашом не стала хотя в детстве была просто оторви и выбросьте😅😨
Возможно, это лишь кажется (я не про алкоголизм) Действительно, ярко выраженный темперамент может доставлять неудобство от очень активного ребёнка, но это не единственный показатель)
А куда нужно идти если возникают подозрения?
Куда, куда — к гадалке, конечно)))) Шучу. Идти нужно к неврологу, в первую очередь. Вместе со своими догадками, нареканиями учителей и всем тем, что происходило с ребёнком с малого возраста. Потому как ничто ниоткуда не берётся. И если эта проблема существовала, то она была всегда. Вспомните, как ребёнок спал во младенчестве, не был ли излишне беспокойным. Что было насчёт тонуса, гипертонуса и т.д., вплоть до самих родов и беременности.
Актуально для многих родителей даже некоторые может и не догадываются главное это поставить верный диагноз на самом деле болезнь или разбалованность
Диагностика является самой главной проблемой здесь. С одной стороны, раньше трёх лет даже не стоит поднимать шум, с другой, даже после этого возраста, стоит обращаться только к проверенным специалистам. Потому что от недолечили до залечили элементарно, Ватсон, один шаг. Если у вас в семье спокойная обстановка, с нормальным подходом к ребёнку, его воспитанию, объективно и без перегибов, но его поведение заставляет вас сомневаться, то, я думаю, стоит сходить и уточнить этот вариант. Ну а если дома все на ушах, ребёнок предоставлен сам себе, атмосфера — делай что хочешь, лишь бы не ори, то…
Уже давно поставлен официальный диагноз сдвг с обследованиями в разных центрах и тд. Да, есть свои особенности в воспитании и отношении, но чтобы речь шла о полноценном заболевании, нет. Правильно не надо преувеличивать или преуменьшать надо находить подходы и решать вопросы в комплексе. И если нормально поговорить с учителями то и они подход найдут, постараются. Просто не надо делать больших проблем так, где в этом нет необходимости)
Это самая правильная позиция. Без шума и пыли отрабатывать нужные линии и подходы, не рвя на голове волосы. Спокойствие, только спокойствие, оно в этой ситуации всем на благо)
Было интересно прочесть! Спасибо, Женя!!
Та не за что) У меня появилось желание, помимо всего прочего, обратиться ко своей профессии) А ещё одно к одному — именно на эту тему с одним знакомым зашёл разговор и, думаю, что может быть лучше, чем запилить об этом пост. Зато достала все свои кипы книг и пособий, перебрала и теперь знаю, о чём писать ещё О_о))) Но, если есть какие-то вопросы или пожелания к будущим темам — я напишу!)
Есть ли какая-то методика для родителей, чтобы понять — сдвг это или временное явление, переходный возраст?
Есть комплекс симптомов, которые вы можете наблюдать у ребёнка,подробнее об этом напишу чуть позже но диагноз, в любом случае, ставит врач, как и все остальные заболевания. Даже проблему соплей, в некоторых случаях, лучше не начинать решать самолечением, а такие вещи — тем более)
Как быстро можно преодолеть сдвг И можно ли? А вы сами работали с такими детьми?
Многое зависит от различных факторов, как то: время постановки диагноза, глубины дефекта, индивидуальных особенностей ребёнка, настроя родителей и т.д. Да, работала и в целом динамика при комплексной коррекции — положительная. Проблема в том, что в отличии позиции семей, как описано в статье, чаще встречается другая: “У нас замечательный ребенок! Он не гиперактивный, а просто живой и активный. Ему неинтересно на уроках, вот и бунтует! Дома, всё нормально у нас — по два часа пазлы складывает, по три часа рисует, полдня телек смотрит и т.д.!” Это вполне может быть правдой. Дети СДВГ могут подолгу заниматься тем, что нравится, хотя такая долговременная сидячая деятельность потом выливается в фонтан активности. Но, дело в том при СДВГ в первую очередь страдает произвольное внимание — это более сложная функция, свойственная только человеку и формирующаяся в процессе обучения.
Спасибо за информацию как раз для нас
Рада, что понадобилось)
Случайно к вам зашла — очень правильно написано. Мы столкнулись практически со всеми стереотипами этой болезни. Из-за безграмотности и невежества и нежелания признавать проблемы…
Конечно, знать бы, где какие знания понадобятся, то и многих вопросов бы не было, но, лучше поздно, чем никогда. Огласка делает людей осведомлённее, даже, если кажется, что тебя это не касается и не понадобится вообще.
И я бы добавила — никогда не надо заниматься самолечением и ставить себе диагнозы. Конечно, наша медицина себя давно скомпрометировала, но это не повод заниматься всякой ерундой. Есть хорошие специалисты. да, все стоит и не мало, жизнь такая…
Именно так… И про медицину и про самолечение. Сами себе психологи, в том числе.